Размер шрифта
Межстрочный интервал
Цвет
Вы студент и еще не зарегистрированы? Регистрация
Аннотация
основной образовательной программы бакалавриата
1. Направленность программы: «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур».
5. Языки, на которых осуществляется обучение:
Дисциплины гуманитарного и естественнонаучного блоков читаются на русском языке, большинство дисциплин профессионального блока читается на первом иностранном языке (английском) и частично на втором иностранном языке (немецком, английском).
6. Описание образовательной программы
Целью основной образовательной программы профиля подготовки «Теория и методика преподавания иностранных языков» является подготовка высококвалифицированных преподавателей иностранных языков.
Цель образовательной программы определяет её общую и профессиональную направленность:
Образовательная программа направлена на развитие языковой и коммуникативной компетенций студента, на раскрытие творческого и интеллектуального потенциала студента, а также на формирование профессиональных качеств обущающегося и его способностей к постоянному самообразованию и самосовершенствованию. Освоение данной программы позволит выпускникам интересно и эффективно преподавать иностранные языки всем желающим различных возрастных групп с использованием инновационно-коммуникационных технологий.
· Отличительные характеристики образовательной программы определяются спецификой предметной области: иностранные языки и культура. Данная специфика обусловливает постоянное совершенствование общекультурных компетенций, расширение кругозора студента, формирование бережного отношения к чужой и своей культуре. В ходе освоение образовательной программы студент не только глубоко и всесторонне изучает два иностранных языка и культуры изучаемых языков, но и овладевает профессиональными навыками обучения иностранному языку.
· Подходы к обучению:
Реализация образовательной программы осуществляется посредством активных и интерактивных форм проведения занятий. В учебном процессе используются современные методы и технологии обучения, основанные на личностно-ориентированном и компетентностном подходах.
Преподавание строится на принципах сотрудничества и обучения посредством опыта. Формы проводимых занятийориентированы не на знаниевый, а на деятельностный подход, направлены на воспитание творческой активности и инициативы студентов.
Учебный процесс организован на кредитно-модульной основе с применением балльно-рейтинговой оценки знаний студентов, что обеспечивает прозрачность и объективность оценивания.
В учебном процессе широко применяются информационные и мультимедийные технологии, технологии дистанционного обучения студентов.
· Компетенции, приобретаемые студентов в ходе обучения по программе (общие и профессиональные):
В результате освоения данной образовательной программы выпускник сможет:
·ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и учитывать ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме;
·руководствоваться принципами культурного релятивизма и этическими нормами, предполагающими отказ от этноцентризма и уважение своеобразия иноязычной культуры и ценностных ориентаций иноязычного социума;
·понимать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
·владеть системой лингвистических знаний, включающей в себя знание основных фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных явлений и закономерностей функционирования изучаемого иностранного языка, его функциональных разновидностей;
·уметь свободно выражать свои мысли, адекватно используя разнообразные языковые средства с целью выделения релевантной информации;
·уметь моделировать возможные ситуации общения между представителями различных культур и социумов;
·владеть средствами и методами профессиональной деятельности учителя или преподавателя иностранного языка, а также сущностью и закономерностями процессов преподавания и изучения иностранных языков;
·уметь критически анализировать учебный процесс и учебные материалы с точки зрения их эффективности;
·владеть навыками организации групповой и коллективной деятельности для достижения общих целей трудового коллектива.
7. Перечень дисциплин в составе образовательной программы с краткими аннотациями основных профессиональных дисциплин:
Гуманитарный цикл предусматривает изучение таких дисциплин, как История, Философия, Русский язык и культура речи, Древние языки и культуры.
В естественнонаучный цикл входят дисциплины: Информационные технологии в лингвистике, Естественнонаучная картина мира.
Профессиональный блок включает такие основные дисциплины, как Практический курс первого иностранного языка (английского), Практический курс второго иностранного языка (немецкого, английского), Основы языкознания, Методика преподавания иностранных языков, Основы теории первого иностранного языка, Педагогическая антропология. Знания, получаемые в ходе изучения основных дисциплин, углубляются и расширяются в широком спектре дисциплин по выбору (История и культура стран изучаемых языков, Литература стран изучаемых языков, Сравнительная типология родного и иностранного языка и др.).
Практический курс первого/второго иностранного языка направлен на подготовку специалиста, владеющего иностранными языками на самом высоком уровне и обладающего навыками межкультурной коммуникации в её языковой, предметной и деятельностной формах с учётом стереотипов мышления и поведения в культуре изучаемых языков.
В ходе изучения Методики преподавания иностранных языков студент приобретает целостное видение содержательного и коммуникативного компонентов структуры процесса обучения иностранным языкам в средней школе, а также опыт анализа различных моделей обучения иностранным языкам.
Основы теории первого иностранного языка (теоретические основы фонетики и грамматики иностранного языка, стилистика, история иностранного языка, лексикология), читаемые на иностранном языке, позволяют студенту не только глубже вникнуть в особенности структуры языка и функционирования языковых явлений, но и приобрести опыт обсуждения лингвистических проблем на изучаемом иностранном языке, что является немаловажным в случае участия студентов в программах международного обмена.
Реализация образовательной программы «Теория и методика преподавания иностранных языков» предусматривает прохождение студентами педагогической практики, состоящей из следующих форм: учебная работа по предмету, внеклассная работа по предмету, воспитательная работа, научно-методическая работа и индивидуальное исследование по проблемам выпускной аттестационной работы.
Педагогическая практика проходится студентами в седьмом семестре в течение четырёх недель в базовых школах г. Ростова-на-Дону.
Педагогическая практика состоит из двух этапов: ознакомительно-подготовительного периода (1-я неделя), в течение которого студенты знакомятся со школой, классом, организацией учебно-воспитательного процесса, системой преподавания иностранных языков, особенностями педагогической деятельности учителя-предметника, и период активной учебной, воспитательной и исследовательской работы студентов (2-я-4-я недели). Каждый студент-практикант проводит не менее 10 уроков по предмету. Планы уроков оформляются в виде конспектов, которые обсуждаются с методистом и учителем.
9.Преподавательский состав образовательной программы
Реализация образовательной программы осуществляется высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом. Большинство преподавателей (80%) имеют учёные степени кандидатов и докторов филологических/педагогических наук. Преподаватели постоянно повышают свою квалификацию как в России, так и за рубежом, участвуют в российских и международных конференциях. Высокий уровень профессионализма профессорско-преподавательского состава подтверждается грамотами и благодарственными письмами администрации г. Ростова-на-Дону, Министерства общего и профессионального образования Ростовской области. Преподаватели привлекаются к проведению регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по иностранным языкам, а также к проверке работ ЕГЭ по иностранным языкам.
Агапова София Григорьевна – профессор кафедры теории и практики английского языка, доктор филологических наук, профессор, председатель диссертационного совета Д.212.208.17 по филологическим наукам при ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет». Общий стаж работы, включая педагогический, 46 лет. За заслуги в области образования награжденазнаками «Отличник народного просвещения Российской Федерации», «Почетный работник высшего профессионального образования РФ». Общее количество публикаций: около 100.
Ленец Анна Викторовна – заведующая кафедрой немецкой филологии, профессор кафедры немецкой филологии, доктор филологических наук, доцент. Общий стаж работы – 22, из них 21 педагогического стажа. Опубликовано более 100 научных работ. Проходила научно-исследовательскую стажировку в университете г. Регенсбург (2006, Германия) и повышение квалификации по программе «Летняя академия» (фонд им. Р. Боша, Штуттгарт, 2012).
Кравцов Сергей Михайлович – профессор кафедры романо-германской филологии, доктор филологических наук, доцент. Общий стаж работы – 33, из них 29 лет педагогического стажа. Член Международной федерации преподавателей французского языка. За монографию «Картина мира в русской и французской фразеологии (на примере концепта «Поведение человека»)» награждён дипломом лауреата Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2008 года. Автор более 70 публикаций.
Боева-Омелечко Наталья Борисовна – профессор кафедры теории и практики английского языка, доктор филологических наук, профессор, член диссертационного совета Д.212.208.17 по филологическим наукам при ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет». Общий стаж работы, включая педагогический, 31 год. Автор более 80 публикаций.
Шаповалова Лариса Ивановна – профессор кафедры немецкой филологии, доктор педагогических наук, доцент. Общий стаж работы, включая педагогический, 34 года. Опубликовано более 100 научных работ. Проходила повышение квалификации по программам «Повышение квалификации в учреждениях высшего образования» (Университет г.Берн, Швейцария); «Разработка учебного материала и его применение (немецкий как иностранный, начальный этап обучения) » (Гете-Институт (г. Нюрнберг).
Абросимова Лариса Сергеевна – доцент кафедры английского языка, кандидат филологических наук, доцент. Председатель Ростовского отделения Российской ассоциации лингвистов-когнитологов. Стаж научно-педагогической работы: 22 лет. Имеет более 80 публикаций. Является председателем предметной комиссии по английскому языку по Ростовской области при проведении ЕГЭ.
Погребная Ирина Фёдоровна – заведующая кафедрой английского языка, доцент кафедры английского языка, кандидат филологических наук, доцент. Председатель комиссиипо проведению II и III туров Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку. Имеет более 75 публикаций.
10. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Для реализации образовательной программы Институт филологии, журналистики и межкультурной коммуникации располагает:
· мультимедийными классами, оснащенными оборудованием для воспроизведения аудио- и видеоматериалов в аналоговых и цифровых форматах;
· компьютерными классами, оснащенные достаточным количеством компьютерной техники с доступом в сеть Интернет для проведения компьютерного тестирования и обеспечения дистанционного обучения студентов;
· аудиториями с интерактивными досками для работы с программой «Ноутбук» и показа презентаций по лекционным курсам или докладов студентов;
· библиотекой и читальным залом, оснащённым компьютерами в необходимом количестве для доступа к электронно-библиотечной системе (www.library.sfedu.ru), а также библиотекой центра «Габи», размещённого на кафедре немецкой филологии;
Содержание каждой из учебных дисциплин представлено в сети Интернет (в интегрирующем информационном комплексе Южного федерального университета (http://dbs.sfedu.ru), в цифровом кампусе ЮФУ (incampus.ru), в рамках дистанционного обучения ЮФУ (http://e-learning.sfedu.ru).
Освоив данную образовательную программу, выпускник сможет:
12. Трудоустройство выпускников.
Основными возможностями трудоустройства для выпускников данной программы являются как государственные образовательные учреждения (общеобразовательные школы, колледжи, гимназии, центры дополнительного образования и т.д.), так и негосударственные (языковые курсы, языковые центры), число которых с каждым годом возрастает, что обусловлено расширением межнациональных контактов в торговой, туристической и бизнес-сферах. Существующий на сегодняшний день потенциальный круг работодателей, определяемый потребностями современного мира, позволяет прогнозировать постоянную востребованность выпускников данной программы на профессиональном рынке труда.